Как я уже писал, люди XVI века, по крайней мере интеллектуалы, кажутся гораздо более интересными, чем XVII и тем более XVIII. Вот еще один яркий персонаж - Бартоломе де Лас Казас (1484-1566).
Его отец – участник первой экспедиции Колумба, вернулся из путешествий в 1497 году и забрал мальчика с собой в 1502. Относительно года рождения – разногласия, так что мальчику было то ли 16, то ли 26 лет. Как почти про всех испанских или южно-французских персонажей XVI и XVII века, поговаривают о его еврейском происхождении, но в данном случае как-то не очень убедительно.
В любом случае, образованный юноша, приехавший на Испаньолу (нынешиий Гаити), был редкостью. Как положено, он получил поместье с рабами-араваками, и участвовал вместе с губернатором в нескольких военных экспедициях. В частности, редактировал журнал Колумба и представлял сына и брата Колумба перед папой в 1506 г. Из Европы он вернулся священником.
В 1511 году, на Испаньоле, он услышал горячую проповедь другого священника, Антона Монтезино, против рабства и жестокостей по отношению к индейцам. Проповедь произвела на него такое впечатление, что он немедленно вернул поместье губернатору и всю дальнейшую жизнь посвятил борьбе в защиту индейцев. Власти, надо сказать, ему всячески содействовали.
В 1520 году он получил от Карла V право на создание на континенте, в нынешней Венесуэле, колонии нового типа – без рабов, с крещеными индейцами – равноправными членами общины. Король дал немаленькие средства на создание колонии. Из затеи, разумеется, ничего не вышло. В 1522 году, в отсутствие Лас Казаса, индейцы перерезали всех наличных европейцев и разграбили склады.
А араваки все вымирали и вымирали. Главным образом, от болезней – оспы, кори, - но и от рабства тоже. У араваков работали женщины, и то не перетруждались, а мужчины главным образом ловили кайф. Когда испанцы стали их заставлять работать, они стали вымирать. К 1600 году от всего полумиллионного населения Гаити примерно осталось от силы 500 человек. В качестве меры по спасению индейцев от непосильного труда Лас Казас, как и многие другие, предложил ввозить более способных к труду негров.
В 1550 году Лас Казас принял участие в диспуте в Вальядолиде на тему «Есть ли у индейцев душа». Его противник, последователь Аристотеля иезуит Сепульведа, доказывал, что индейцы – природные рабы, описанные Аристотелем. «Те, от кого можно ожидать только, чтобы работали их тела, и ничего больше, - таких я называю природными рабами. Лучше для них быть управляемыми». Карл V принял в конце диспута точку зрения Лас Казаса и попытался как-то ограничить рабство, но это не сильно помогло.
В 1552 году Лас Казас написал книгу «Краткая история разрушения Индий», из которой, собственно, мы и знаем о жестокостях конкистадоров.
В 1914 году испанский историк Хулиан Худерио написал книгу «La leyenda negra y la verdad histórica – Черная легенда и историческая правда», в которой писал, что стереотип испанцев у других народов основан, главным образом, на книгах их противников – евреев, англичан, голландцев, а в действительности испанцы – милейшие люди не хуже других. В частности, он обвинял в создании «черной легенды» и Лас Казаса.