idelson: (Default)
[personal profile] idelson
Иосиф Флавий описывает в "Иудейской войне", как в разгар Великого восстания власть перешла от первоначальных руководителей восстания-аристократов - к разночинным зелотам. Сам Иосиф - аристократ, в его глазах зелоты - просто разбойники, захват ими власти он описывает очень эмоционально, не избегая резких оценок. Среди прочего, он описывает, как зелоты ввели новый революционный порядок. Вместо того, чтобы назначать первосвященника из одного из аристократических коhенских родов - к каковым принадлежал и сам Иосиф, они потребовали, по их словам, восстановить древний обычай и назначать первосвященника по жребию из всех коhенов, а не только из аристократов.

Иудейская война 4:3:7-8

К своим злодействам они присовокупили еще издевательство, действовавшее еще чувствительнее, чем первые. Они хотели именно испытать, как далеко простирается страх народа перед ними, и испробовать вместе с тем свои собственные силы - и вот они осмелились избрать первосвященников по жребию в то время, как сан этот, как мы уже заметили, переходит по наследству. Для оправдания своего дерзкого нововведения они ссылались на какой-то древний обычай и уверяли, что и в былые дни первосвященническое достоинство давалось по жребию. В сущности же это было уничтожение бесспорного закона - средство к возвышению их власти, к насильственному захвату высшего достоинства, к чему они, собственно, и стремились.

Таким образом, они созвали одно из священнических отделений, называемое Элиахимом, и выбрали первосвященника по жребию. Случайно жребий выпал на человека, личность которого ярко осветила все безумие их затеи, на некоего Фаннию, сына Самуила из деревни Афта. Он не только не был достоин носить звание первосвященника, но был настолько неразвит, что не имел даже представления о значении первосвященства. Против его воли они вытащили его из деревни, нарядили, точно на сцене, в чужую маску, одели его в священное облачение и наскоро посвятили в то, что ему надлежит делать. Для них это гнусное дело было только шуткой и насмешкой, другие же священники обливались слезами при виде того, как осмеивается закон, и стонали над профанацией священных должностей.


Имя Фанний, по-гречески Фанниас — это греческая транслитерация имени Пинхас. История назначения Пинхаса бен Шмуэля несколько раз встречается в источниках хазаль. Деревня, которую Иосиф называет Афтой, в ивритских источниках называется Хафтой или Хавтой. Неизвестно, где она находилась.

Вот так эта история описывается в Тосефте Йома 1:6:

Первосвященник должен выделялся из своих братьев воспитанием, силой, богатством, мудростью [и красотой]. Если у него нет средств, пусть возвеличат его братья, как сказано (Ваикра 21:10): "И коhен, великий из братьев своих..." - чтобы его братья сделали его великим. Рассказываюь про Пинхаса из Хавты, когда выпал ему жребий стать первосвященником, пошли за ним казначеи и начальники, и нашли его работающим в каменоломне. И наполнили ему его разлом золотыми динарами.

Сказал р. Ханания бен Гамлиэль [сын раббана Гамлиэля из Явне]: он не был каменотёсом! Ведь он был нашим зятем! [то есть родственником семьи р. Шимона б. Гамлиэля старшего, одного из руководителей первого этапа восстания]. Пошли его искать и нашли пашущим землю, как сказано про Элишу (Млахим 1 19:19): “…и нашел Элишу, сына Шафата, когда тот пахал; двенадцать пар (волов) пред ним, а сам он при двенадцатой”.


Таким образом, Тосефта приводит два разных мнения. По мнению тана кама, Пинхас из Афты находился в самом низу социальной лестницы: он был беден и зарабатывал на жизнь тяжелым и унизительным трудом каменотеса. По мнению р. Ханании б. Гамлиэля, он был из деревни, но все же не каменотесом, а небедным землевладельцем, который, как пророк Элиша, вместе с работниками обрабатывал землю.

Обратим внимание, что версия Иосифа Флавия совпадает с точкой зрения р. Ханании б. Гамлиэля: он пишет, что Пинхас из Афты был деревенщиной, но нигде не рассказывает о его бедности. Современные исследователи считают, что легенда о работе каменотеса и крайней бедности - устное народное творчество: раз выбрали деревенщину и не из элиты, естественно к ней добавить, что еще и нищеброд, тем более это позволяет проиллюстрировать красивый hалахический принцип.

Удивительным образом - и это не редкость, а скорее норма - хазаль полностью исключают из рассмотрения историческую канву. По Иосифу, выбор первосвященника по жребию — это нечто из ряда вон выходящее. Хотя зелоты и говорят, что они этим восстанавливают древний обычай, Иосиф это отрицает. Во всяком случае, со времен прихода к власти Хасмонеев, то есть в течение более 200 лет - такого не бывало. Тосефта совсем не упоминает уникальность жеребьевки, никак не связывает это ни с зелотами, ни с Великим восстанием.

Р. Ханания бен Гамлиэль вроде бы не отрицает, что Пинхаса из Афты выбрали по жребию. Так что же получается - жребий пал на человека, близкого к семейству альтернативной элиты - не аристократической, но раввинской, все равно элиты?! И каким образом столичная раввинская элита оказалась в родстве с деревенщиной?

Можно предположить другое: что выбор действительно пал на деревенского коhена, вряд ли каменотеса, и что семья р. Шимона б. Гамлиэля решила поддержать новоиспеченного неаристократического первосвященника и дать ему дополнительную легитимацию, а для того с ним породниться.

Profile

idelson: (Default)
idelson

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 910
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 02:58 am
Powered by Dreamwidth Studios