idelson: (Default)
[personal profile] idelson
Примерно в 1830 гг была горячая полемика в письмах между раввином из северной Италии Шмуэлем-Давидом Луццато (ШАДАЛЬ) и раввином из Галиции Шломо-Йеhудой Раппопортом (ШИР). Полемика в значительной степени касалось личности и комментариев Ибн-Эзры. ШАДАЛЬ очень сильно нападал на Ибн-Эзру: мол, он вечно нуждался, и потому переезжал из города в город, и в каждом городе ему платили, чтобы в нем он написал книгу, поэтому он вечно спешил, писал бессистемно, не выверял цитаты - словом, халтурил.

Picture2

И среди прочего, ШАДАЛЬ пишет:

А что ты скажешь про его слова относительно заповеди Сота?! Есть ли вообще Тора у человека, который подозревает, что коhен добавлял в воду смертельный яд?!

Тут надо остановиться и кратко объяснить тем, кто не в теме, что такое заповедь Сота.

Эта странная заповедь находится в Бемидбар 10:5-31. Заповедь состоит в следующем. Если муж подозревает жену в том, что она ему изменяет, но не может это доказать... Я сознательно не вхожу здесь в подробности, что значит "подозревает", "доказать", сказу только, что в Талмуде уточнение всех этих понятий делают эту заповедь почти невыполнимой... Так вот, муж имеет право повести такую женщину в Храм, и там она если не откажется (в случае отказа она теряет имущество, которое ей причитается при разводе), она проходит унизительную процедуру, в процессе которой коhен размешивает в воде землю из Храма, растирает в порошок пергамент, на котором написан весь этот отрывок из Торы, и дает женщине выпить.

Если она виновата, то от этой воды у нее "вздуется чрево и упадет бедро", и, в общем, она умрет (одновременно с ней умрет и тот, с кем она изменяла), а если она чиста, то вода ей не повредит, и она родит детей (даже если до того была бесплодна).

Понятно, что эта заповедь создает некоторую теологическую проблему: уж слишком вся эта процедура напоминает магию. Ортодоксальная же точка зрения состоит в том, что это чудо: или женщина чудесным образом будет наказана, или чудесным же образом спасена.

Теперь, с учетом этого знания, посмотрим, что же говорит Ибн-Эзра. В стихе Бемидбар 5:18 говорится:

...а в руке коhена будет вода горькая, проклятие наводящая.

Так вот, Ибн-Эзра говорит, что там сказано не маим меририм, что означало бы, что слово меририм (горькие) - прилагательное, а мей меририм - смихут, что означает, что слово меририм - существительное (горькие вещества), и добавляет "и если так, то его [видимо, коhена] секрет известен”.

Вот эту-то фразу ШАДАЛЬ считает крамольным подозрением, что вода Соты содержит яд.

Есть несколько известных комментаторов Ибн Эзры. Один из них, "Ави Эзер" (р. Шломо hаКоhен из Лиссы, 18 век), который часто включают в издания "Микраот Гдолот", как правило настроен апологетически и стремится сглаживать углы. В данном случае он говорит:

Секрет известен в том смысле, что и коhены и народ знают, что никакого яда в воду не добавляют, а то, что сота умирает - это чудо.

Но другой, очень известный, комментатор Ибн-Эзры, "Цофнат Пеанеах" (р. р. Йосеф Тов Элем hаСфарди, он же Йосеф бен Элиэзер Бонфис, 14 в. Толедо - Крит - Египет - Иерусалим), наоборот, как и во многих других случаях, стремится заострять углы. Он пишет:

Да, конечно, секрет в том, что он добавляет в воду горькое ядовитое вещество, и я даже знаю такое растение, называется по-арабски махмура, а по-испански scammonia (Вьюнок смолоносный, лат. Convolvulus scammonia, из его млечного сока готовят смолу, которая обладает сильным слабительным эффектом, а в больших дозах, как говорит Википедия, сильный кишечный ирритант). А то, что, если женщина чиста, она не страдает - вот это чудо.

Picture1

В Гемаре (Сота 20а) тоже говорится, что туда добавляют что-то горькое. Правда, Раши добавляет: горькое, но не ядовитое, потому что без стертого Имени проверка не работает.

Profile

idelson: (Default)
idelson

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 07:54 am
Powered by Dreamwidth Studios