(no subject)
Dec. 15th, 2015 09:09 amВчера долго спорил о декабристах, в связи со 190 годовщиной.
- В течение 18 в. петербургские гвардейцы совершили не меньше 5 успешных переворотов, этот последний - самый дурацкий. Собраться в каре на плацу и стоять там в течение многих часов, дожидаясь, пока новый царь соберет верные войска и решится применить в таком удобном месте артиллерию - не самый мудрый способ устраивать перевороты. Это отнюдь не происходит от какого-то выдающегося благородства: за время стояния они-таки успели застрелить безоружного Милорадовича, приехавшего к ним в качестве парламентера.
- Тайные общества в других странах были намного успешнее: за 5 лет до декабристов - греки, а через 5 лет - поляки и французы смогли поднять полноценные восстания с сотнями тысяч участников. На этом фоне тайное общество из 120 человек выглядит тускло. Да и непонятно, все ли 120 человек были реально замешаны: Пестель сознательно закладывал всех и каждого, желая набить тайному обществу цену и напугать царя масштабами общества.
- То, что осуждение 120 человек так сильно отразилось на русском культурном обществе, говорит о размерах культурного общества, а не о самих осужденных.
- Именно потому, что они не успели ничего сделать, кроме как оказаться жертвами властей, русское общество приписало им выдающиеся личные качества. Как и сегодня, русское общество очень склонно к культу личности. Культу способствовал 30-летний период застоя, ознаменовавший правление Николая. Как и при Брежневе, эстетическое неприятие официоза повлияло на общественное мнение сильнее, чем реальные проблемы. Культ молодых красавцев, выступивших в самом начале против будущей 30-летней серости, разумеется, имел успех. Декабристы подходили на роль объектов преклонения заведомо лучше, чем Пусси Райот или Ходорковский. Культ декабристов успешно дотянулся до 1970 гг, где оказался очень востребован, и опосредовано сохранился до наших дней.