
Латинское название этрога - Citrus medica, где medica означает не "медицинский", а "мидийский". Вообще-то это растение происходит из предгорий Гималаев, и оттуда постепенно распространилось на запад. В Европе и на Ближнем Востоке никаких других цитрусовых не было.

В таблице из [1] приводятся данные о появлении разных видов цитрусовых в Средиземноморье. Можно увидеть, что этрог был первым видом и появился задолго до других.

Первое развернутое упоминание греками цитрона можно найти у Теофраста ("История растений" IV.4) - между 350 и 287 г. до н.э.
Вообще в странах восточных и южных по преимуществу имеются и растения, и животные, свойственные им одним. В Мидии, например, и в Персии растет, между прочим, еще и так называемое "мидийское" или "персидское яблоко". Листья у этого дерева похожи на листья земляничного дерева., почти одинаковой величины с ними, а колючки такие, как у груши или пираканты, гладкие, очень острые и крепкие. Яблок с этого дерева не едят, но они очень ароматны, так же, как и его листья. Если такое яблоко положить в сундук с одеждой, то оно сохранит ее от моли. Оно полезно и на тот случай, если кто-нибудь выпьет смертельного яда: его дают с вином, оно вызывает расстройство желудка и выводит яд. Оно же делает дыхание благовонным. Если сварить его мякоть в соусе или выжать во что-нибудь, влить в рот и проглотить, то запах изо рта становится приятным. Выбрав семена, сажают их весной в тщательно обработанные грядки и поливают через каждые три-четыре дня. Следующей весной, когда растеньице окрепнет, его пересаживают в землю мягкую, сырую и не очень легкую: именно такую любит это дерево. Плоды оно приносит круглый год: одни снимают, другие зреют, а дерево в это время стоит в цвету. Из цветов дают плод те, у которых, как мы говорили, торчит из середины как бы веретено; те, у которых этого нет, бесплодны. Сажают это дерево, так же, как и финиковую пальму, и в цветочные горшки. Растет оно, как сказано, в Персии и Мидии.
Нас не должно смущать, что Теофраст называет плод яблоком - античное Средиземноморье не было знакомо ни с какими цитрусовыми. Отметим, что Теофраст называет несколько характерных свойств цитрона: его плоды и листья имеют одинаковый аромат; плоды висят на дереве в течение всего года. И то и другое свойство приводится в Талмуде и мидрашах как доказательство того, что плод дерева hадар из Ваикра 23:40 — это этрог.
На 300 лет позже Вергилий (Георгики 2:109) по-прежнему называет цитрон мидийским растением.
Мидия горький сок доставляет с устойчивым вкусом, –
Плод благодатный, и нет действительней помощи телу,
Ежели чашу с питьем отравят мачехи злые,
Всяческих трав намешав и к ним заклинаний добавив
Пагубных, – лучше ничем не выгонишь злостного яда.
Дерево то велико и очень походит на лавры.
Если б широко вокруг иной оно запах не лило,
Счел бы за лавр; листвы никогда не сорвет с него ветер;
Цвет его крепко сидит. Устраняют тем соком мидяне
Запах из уст и еще – стариковскую лечат одышку.
Само название этрог - персидского или, возможно, индийского происхождения - toranj, через арамейский оно пришло в иврит и в арабский и перешло в самые разные языки: турецкий, грузинский, армянский, гезский, дошло до испанского и португальского.
Судя по всему, этрог был популярным предметом международной торговли очень давно. В шумерском Ниппуре (4000 до н.э.) нашли косточки каких-то цитрусовых. Они не в том состоянии, чтобы можно было уверенно утверждать, что это этроги, но похоже, что в те времена ничего такого не могло быть.
Аналогично, косточки неопределенного цитрусового плода были найдены на Кипре в сайте, который датируют 12 в. до н.э.
В Рамат Рахель около Иерусалима, в развалинах сада при дворце персидского наместника при Ахеменидах, нашли пыльцу цитрона. Видимо, там был ботанический сад, потому что там нашли пыльцу других неместных растений, например ливанского кедра, березы. Пыльца датируется 4-5 в до н. э., и это первое свидетельство того, что цитрон выращивали западнее Персидского нагорья.
Аналогично, в Карфагене нашли пыльцу 3-4 в до н.э., в Южной Италии и в Египте - 2-3 в. до н.э.
Нет сомнений, что в 1 в. плод дерева hадар однозначно воспринимался как этрог.

Монета времен Великого восстания с изображением этрога.
Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" 3:10 пишет:
Моисей приказал на пятнадцатый день того же месяца, чтобы каждый построил себе шатер в виде жилья и приготовился к встрече холодного времени года. Когда же они достигнут отечества [говорил он], им придется собираться в том городе, в котором будет находиться храм и который поэтому будет главным, и праздновать восьмидневный праздник, причем они будут преподносить жертвы всесожжения и благодарственные и будут держать в руках миртовые, ивовые, пальмовые ветви и персидский плод.
<переводчикам, которые перевели на русский язык περσέας προσόντος как "персиковые с плодами ветви", надо отрезать уши!>
Из этого отрывка понятно, что во времена Иосифа Флавия всем было понятно, что "плод дерева hадар" — это "персидский плод", т.е. этрог.
В нескольких местах в Талмуде рассказывается, как один боэтусей (в других источниках цдоки - саддукей) <при возлиянии воды на жертвенник> вылил воду себе под ноги. <Он отвергал устную Тору, а в письменной Торе ничего не написано о возлиянии воды>. И весь народ забросал его этрогами.
В Талмуде боэтусей не был назван по имени, но Иосиф Флавий ("Иудейские древности" 13:13) объясняет, что это был царь Александр Яннай:
Между тем на Александра восстали его подчиненные (так как народ был возбужден против него): когда наступил праздник и Александр приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, они стали кидать в него цитронами; дело в том, что, как нам пришлось уже упоминать в другом месте, у иудеев был обычай держать в руках в праздник Кущей ветки финиковых пальм и цитроны.
<Еще раз поубивав бы русских переводчиков, переведших κιτριά как "лимон">
Таким образом есть свидетельство, что в 1 в. до н.э. этрог был неотъемлемым элементом "арбаа миним", и что он при этом назывался "персидским плодом".
К сожалению, более ранних источников, которые свидетельствовали о том, что "плод дерева hадар" понимался как этрог - нет. В стихе из Нехемия 8:15 перечисляются разные растения.
И (послали) возвестить и провозгласить во всех городах их и в Иерусалиме, сказав: "Выйдите на гору и принесите ветви оливы, и ветви масличного дерева, и ветви мирта, и ветви пальмовые, и ветви авот, чтобы сделать кущи, как было написано".
По мнению Гемары, последние два должны быть использованы для "арбаа миним", а первые три - для строительства сукки. Но список, очевидно, неполный.
Отметим, впрочем, что искать в горах пальмовые ветви или мирт осмысленно, а искать там этроги - совершенно бессмысленно.
Тем более не могло быть никаких повсеместных этрогов во времена Первого Храма. В лучшем случае могли за тридевять земель привозить один экзотический плод, царю или в Храм. Очевидно, заповедь "арбаа миним" выполнялась совсем не так, как в наше время.
- Langgut, D. (2017). The Citrus Route Revealed: From Southeast Asia into the Mediterranean, HortScience horts, 52(6), 814-822 https://doi.org/10.21273/HORTSCI11023-16
- Langgut, D. (2017). The history of Citrus medica (citron) in the Near East: Botanical remains and ancient art and texts. Agrumed. Archaeology and history of citrus fruit in the Mediterranean: acclimatization, diversifications, uses. Publications du Centre Jean Bérard, Naples, 84-94.